фильм Долгие проводы 1971
12+
Фильм

Долгие проводы смотреть онлайн

Долгие проводы

Рейтинг 7.8 · 1971 · Драмы · 1 ч 29 мин
rus

Лирический фильм Киры Муратовой о безнадежном ходе времени

Обменивайте бонусы на скидку до 99%

Описание

Картина рассказывает о связи матери и сына, начинающей стареть женщины и шестнадцатилетнего юноши. Мать видит подростка центром своей жизни, она хочет постоянно присутствовать, постоянно опекать. Правда появление нового ухажёра у женщины вносит некую сумятицу в эту схему. Сын стремится покинуть «родное гнездо» и жить с отцом — это для него означает взросление. Но в полуистерической заботе матери, в её нежелании принять возмужание сына, молодой человек вдруг видит слабость, потребность в защите. Построенное на полутонах, умолчаниях и тонкой вязи образов кино заставляет остро почувствовать одиночество любви и безнадёжность предстоящей разлуки.
Сюжет
История в фильме развивается неспешно, почти без резких поворотов сюжета. Мы встречаем мать Евгению Васильевну (Зинаида Шарко) и сына Сашу (Олег Владимирский) сперва в оранжерее, где обсуждаются новшества гидропоники, а затем на кладбище. Они приходят на могилу отца Евгении Васильевны, пока та без умолку рассказывает Саше про деда, импозантного военного. Подросток и слушает и не слышит мать, заметно, что он воспринимает поток её речи как неизбежность, которую следует мягко принимать.
Среди коротких встреч мы вместе с Сашей встречаем поклонника Евгении Васильевны, Николая Сергеевича (Юрий Каюров). Он не производит впечатления на молодого человека, а сам Николай Сергеевич смущён тем, сколько своего навязчивого внимания Евгения Васильевна обращает на сына.
Саша беседует с девушкой постарше, знакомой семьи, к которой явно чувствует притяжение. Та кокетничает и откровенно играет с подростком. В конце концов, Саша, в ответ на просьбу знакомой, сообщает, что не позвонит ей и вообще, вероятно, скоро его не будет в городе. Так мы узнаём о желании героя уехать. Объект его притяжения — родной отец, с которым мать в разводе. Восстановив связь с отцом, Саша ведёт с ним переписку, которую просит сделать тайной. В темноте комнаты отчуждённый подросток рассматривает слайды, среди которых есть и снимок отца.
Мы также видим беседу Саши с другой знакомой девушкой, Таней Карцевой, которая относится к нему неравнодушно. Герою почти удаётся её поцеловать, когда появляется член комиссии по делам несовершеннолетних (Игорь Старков). Он упрекает Карцеву в том, что та прогуливает работу. Саша начинает задирать мужчину и в том числе говорит, что у него с Таней любовь. Работник комиссии неожиданно просит ладонь Саши, чтобы погадать ему. В линиях руки он не видит никакой любви, зато замечает грядущий отъезд.
Вскоре Евгения Васильевна, всё же прочитавшая письмо сыну от бывшего мужа, понимает их план. Она пытается не выдать себя, но всё вокруг кажется странным, не своим. Женщина замечает всюду приметы хода времени, скорого старения. В одном из разговоров с Сашей она рассказывает ему случай из своей молодости, историю о красном попугае. Слушая мать, сын понимает, что та не выдержит без его присутствия рядом. Кульминация внутренней драмы наступает в праздничный вечер, во время концерта на эстраде в парке.
Причины посмотреть
▪ Веха советского кинематографа, или, по мнению критиков, один из первых «несоветских» фильмов.
▪ Прочувствованная игра профессиональных и непрофессиональных артистов, а также саундтрек петербургского авангардиста Олега Каравайчука.
Интересные факты
▪ Несмотря на отсутствие какой-либо явной крамолы, подчёкрнуто частный фильм отправился «на полку» и не показывался до перестройки.
▪ Сценаристом картины была известный автор Наталья Рязанцева, но Муратова значительно переиначила оригинальную историю.
▪ Фильм является частью неофициальной дилогии вместе с «Короткими встречами».
▪ Зинаида Шарко по совпадению была вынуждена сниматься в разлуке с сыном-подростком, и тому казалось, что мать в разговорах с ним репетирует свою роль.

Как вам фильм?

Оценки улучшают рекомендации

Рецензии

Андрей Плахов

Афиша

Вечный сюжет: стареющая мать (Шарко) и взрослеющий сын (Владимирский). Он рвется уехать к отцу, она страдает. У нее еще есть ухажеры. Но Саша дороже всего. Бесхитростной и при этом слегка жеманной провинциальной мелодраме цензоры приклеили ярлык оппозиционной. Муратову заподозрили в ужасном намерении противопоставить интеллигенцию и народ: сын ведь хочет уехать от матери-машинистки к отцу-ученому. И в самом деле: народнее героини Зинаиды Шарко в «Долгих проводах» трудно вспомнить. Актриса сыграла «пош­лую женщину» — в меру эгоцентричную, в меру неврастеничную, не по возрасту кокетливую, с ищущим голодным взглядом. Она и есть советский народ, которому в его состоянии врожденного невроза так немного требуется для счастья. То, что это великая роль, становится ясно в знаменитой сцене, идущей под лермонтовский романс «Белеет парус одинокий». Сын вдруг прозревает в матери, учинившей хамский скандал в театре, одинокое существо, которому больше жизни нужна ласка. Этот неврастеничный гуманизм по своей природе совсем не советский и скорее сродни бергмановскому. С фильма Муратовой начались долгие проводы советского кино.

Входит в подписки

От режиссёра

Входит в коллекции

Информация

Страна
СССР
Жанр
Драмы
Оригинальное название
Долгие проводы
Премьера в мире
1 февраля 1971 г.
Студия производства
Одесская киностудия

Звук и субтитры

Аудиодорожки
Русский
Качество
SD

Смотреть «Долгие проводы» на других устройствах

Подключить устройства

Доступно для скачивания в приложении на iOS, Android и Huawei

tvphonelaptopps4